http://vk.com/wall-25557868_28282
Панславiстъ
Весной 1794 года началось польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события. Он много рисует батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат. Восстание было подавлено, Польша не смогла получить независимость. А художник в 1802 году уезжает с Родины и до конца жизни обосновывается в Петербурге.
Орловский А.О. Портрет великого князя Константина Павловича 1802
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям". Благодаря этому покровительству Александр Осипович может свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов... За картину "Бивуак казаков" (1809) его удостаивают звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии".
Орловский А.О. Черкесы
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА ОРЛОВСКОГО.
Грустно видеть, Русь святая,
Как в степенные года
Наших предков удалая
Изнемечилась езда.
То ли дело встарь: телега,
Тройка, ухарский ямщик;
Ночью дуешь без ночлега,
Днем же — высунув язык.
Но зато как всё кипело
Беззаботным удальством!
Жизнь — копейка! бей же смело,
Да и ту поставь ребром!
Орловский А.О. Автопортрет в строю казацком
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Но как весело, бывало,
Раздавался под дугой
Голосистый запевало,
Колокольчик рассыпной;
А когда на водку гривны
Ямщику не пожалеть,
То-то песни заунывны
Он начнет, сердечный, петь!
Север бледный, север плоский,
Степь, родные облака —
Всё сливалось в отголоски,
Где слышна была тоска;
Но тоска — струя живая
Из родного тайника,
Полюбовная, святая,
Молодецкая тоска.
Сердце сердцу весть давало,
И из тайной глубины
Всё былое выкликало,
И все слезы старины.
Не увидишь, как проскачешь,
И не чувствуешь скачков,
Ни как сердцем сладко плачешь,
Ни как горько для боков.
А проехать ли случится
По селенью в красный день?
Наш ямщик приободрится,
Шляпу вздернет набекрень.
Как он гаркнет, как присвиснет
Горячо по всем по трем, —
Вороных он словно вспрыснет
Вдохновительным кнутом.
Тут знакомая светлица
С расписным своим окном;
Тут его душа девица
С подаренным перстеньком.
Поравнявшись, он немножко
Вожжи в руки приберет,
И растворится окошко, —
Словно солнышко взойдет.
И покажется касатка,
Белоликая краса.
Что за очи! за повадка!
Что за русая коса!
И поклонами учтиво
Разменялися они,
И сердца в них молчаливо
Отозвалися сродни.
А теперь, где эти тройки?
Где их ухарский побег?
Где ты, колокольчик бойкий,
Ты, поэзия телег?
Где ямщик наш, на попойку
Вставший с темного утра,
И загнать готовый тройку
Из полтины серебра?
Русский ям молчит и чахнет,
От былого он отвык;
Русским духом уж не пахнет,
И ямщик уж не ямщик.
Дух заморский и в деревне!
И ямщик, забыв кабак,
Распивает чай в харчевне
Или курит в ней табак.
Песню спеть он не сумеет,
Нет зазнобы ретивой,
И на шляпе не алеет
Лента девицы мило́й.
По дороге, в чистом поле
Колокольчик наш заглох,
И, невиданный дотоле,
Молча тащится, трёх-трёх,
Словно чопорный германец
При ботфортах и косе,
Неуклюжий дилижанец
По немецкому шоссе.
Грустно видеть, воля ваша,
Как, у прозы под замком,
Поэтическая чаша
Высыхает с каждым днем;
Как всё то, что веселило
Иль ласкало нашу грусть,
Что сыздетства затвердило
Наше сердце наизусть,
Все поверья, всё раздолье
Молодецкой старины —
Подъедает своеволье
Душегубки-новизны.
Панславiстъ
"Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил ее живую
Под народный карандаш."
Александр Осипович Орловский.
"Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России."
Ты потомству передашь:
Ты схватил ее живую
Под народный карандаш."
Александр Осипович Орловский.
"Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России."
Орловский А.О. Морской вид
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому:
"Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор.
Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной".
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому:
"Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор.
Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной".
Орловский А.О. Портрет польского шляхтича 1820
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.
Орловский А.О. Битва за Костюшко 1801
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.
Орловский Александр Осипович родом был из Польши, где в городке Седлеце его отец содержал корчму. Рисовать начал рано и каким-то образом смог показать свои рисунке княгине Изабелле Чарторыжской, которая в 1793 году отправила мальчика на обучение к художнику Я.П Ноблину в Варшаву.
Орловский А.О. Портрет Тадеуша Костюшко
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.
Орловский Александр Осипович родом был из Польши, где в городке Седлеце его отец содержал корчму. Рисовать начал рано и каким-то образом смог показать свои рисунке княгине Изабелле Чарторыжской, которая в 1793 году отправила мальчика на обучение к художнику Я.П Ноблину в Варшаву.
Орловский А.О. Портрет Тадеуша Костюшко
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Весной 1794 года началось польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события. Он много рисует батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат. Восстание было подавлено, Польша не смогла получить независимость. А художник в 1802 году уезжает с Родины и до конца жизни обосновывается в Петербурге.
Орловский А.О. Портрет великого князя Константина Павловича 1802
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям". Благодаря этому покровительству Александр Осипович может свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов... За картину "Бивуак казаков" (1809) его удостаивают звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии".
Орловский А.О. Черкесы
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА ОРЛОВСКОГО.
Грустно видеть, Русь святая,
Как в степенные года
Наших предков удалая
Изнемечилась езда.
То ли дело встарь: телега,
Тройка, ухарский ямщик;
Ночью дуешь без ночлега,
Днем же — высунув язык.
Но зато как всё кипело
Беззаботным удальством!
Жизнь — копейка! бей же смело,
Да и ту поставь ребром!
Орловский А.О. Автопортрет в строю казацком
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Но как весело, бывало,
Раздавался под дугой
Голосистый запевало,
Колокольчик рассыпной;
А когда на водку гривны
Ямщику не пожалеть,
То-то песни заунывны
Он начнет, сердечный, петь!
Север бледный, север плоский,
Степь, родные облака —
Всё сливалось в отголоски,
Где слышна была тоска;
Но тоска — струя живая
Из родного тайника,
Полюбовная, святая,
Молодецкая тоска.
Сердце сердцу весть давало,
И из тайной глубины
Всё былое выкликало,
И все слезы старины.
Не увидишь, как проскачешь,
И не чувствуешь скачков,
Ни как сердцем сладко плачешь,
Ни как горько для боков.
А проехать ли случится
По селенью в красный день?
Наш ямщик приободрится,
Шляпу вздернет набекрень.
Как он гаркнет, как присвиснет
Горячо по всем по трем, —
Вороных он словно вспрыснет
Вдохновительным кнутом.
Тут знакомая светлица
С расписным своим окном;
Тут его душа девица
С подаренным перстеньком.
Поравнявшись, он немножко
Вожжи в руки приберет,
И растворится окошко, —
Словно солнышко взойдет.
И покажется касатка,
Белоликая краса.
Что за очи! за повадка!
Что за русая коса!
И поклонами учтиво
Разменялися они,
И сердца в них молчаливо
Отозвалися сродни.
А теперь, где эти тройки?
Где их ухарский побег?
Где ты, колокольчик бойкий,
Ты, поэзия телег?
Где ямщик наш, на попойку
Вставший с темного утра,
И загнать готовый тройку
Из полтины серебра?
Русский ям молчит и чахнет,
От былого он отвык;
Русским духом уж не пахнет,
И ямщик уж не ямщик.
Дух заморский и в деревне!
И ямщик, забыв кабак,
Распивает чай в харчевне
Или курит в ней табак.
Песню спеть он не сумеет,
Нет зазнобы ретивой,
И на шляпе не алеет
Лента девицы мило́й.
По дороге, в чистом поле
Колокольчик наш заглох,
И, невиданный дотоле,
Молча тащится, трёх-трёх,
Словно чопорный германец
При ботфортах и косе,
Неуклюжий дилижанец
По немецкому шоссе.
Грустно видеть, воля ваша,
Как, у прозы под замком,
Поэтическая чаша
Высыхает с каждым днем;
Как всё то, что веселило
Иль ласкало нашу грусть,
Что сыздетства затвердило
Наше сердце наизусть,
Все поверья, всё раздолье
Молодецкой старины —
Подъедает своеволье
Душегубки-новизны.
Орловский А.О. Крестьянин на телеге 1812
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Нарядились мы в личины,
Сглазил нас недобрый глаз,
И Орловского картины —
Буква мертвая для нас.
Но спасибо, наш кудесник,
Живописец и поэт,
Малодушным внукам вестник.
Богатырских оных лет!
Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил ее живую
Под народный карандаш.
Захлебнувшись прозой пресной,
Охмелеть ли захочу,
И с мечтой из давки тесной
На простор ли полечу, —
Я вопьюсь в твои картинки
Жаждой чувств и жаждой глаз,
И творю в душе поминки.
По тебе, да и по нас!
П.А. Вяземский 1833
Полностью: http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
http://vk.com/album-47215695_172998117
http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
Нарядились мы в личины,
Сглазил нас недобрый глаз,
И Орловского картины —
Буква мертвая для нас.
Но спасибо, наш кудесник,
Живописец и поэт,
Малодушным внукам вестник.
Богатырских оных лет!
Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил ее живую
Под народный карандаш.
Захлебнувшись прозой пресной,
Охмелеть ли захочу,
И с мечтой из давки тесной
На простор ли полечу, —
Я вопьюсь в твои картинки
Жаждой чувств и жаждой глаз,
И творю в душе поминки.
По тебе, да и по нас!
П.А. Вяземский 1833
Полностью: http://xponolog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html
http://vk.com/album-47215695_172998117
Комментариев нет:
Отправить комментарий